* * *

Невеликі міста Квебеку приймають 400 канадських солдатів, які тренуються для участі в операції НАТО в Латвії.
Солдати Збройних сил Канади тренуються в семи населених пунктах на південний захід від міста Квебек, щоб підготуватися до їхнього розгортання в Латвії в рамках операції НАТО.

* * *

Коли очі не зустрічають перешкод, серце б'ється швидше...

* * *

Ой, треба жити інакше,
бути іншим,
більше під небом
і серед дерев,
більш самотнім
і ближчим до таємниць
краси і величі.

Герман Гессе
з: Пекло можна подолати

* * *

Президент Байден називає президента Єгипту Ель-Сісі «президентом Мексики» після того, як він зробив зауваження на захист його пам’яті.

* * *

Колишній президент Бразилії Болсонару перебуває під слідством у справі про спробу державного перевороту
Колишній президент Бразилії Жаїр Болсонару перебуває під слідством у рамках розслідування ймовірної спроби державного перевороту з метою утримати його при владі, повідомив один з його колишніх помічників.

* * *

Цей гамбургер на сніданок такий смачний, Боже мій, я забув сфотографувати та доїв його! Солодкий, солоний, загалом надзвичайно непереможний і приголомшливий

Конституційна реформа планувалася гріховно, тепер цей гріх вилазіть назовні

14:42 21.04.2006

Олег Рибачук:
«Конституційна реформа планувалася гріховно, тепер цей гріх вилазіть назовні»

На прошлой неделе СМИ облетела новость о том, будто руководитель президентской канцелярии отправляется послом в Швецию. Несмотря на последовавшие за этим опровержения, «Эі» решили встретиться с г-ном Рыбачуком, чтобы из первых уст узнать о планах главы Секретариата. Оказалось, что связаны эти планы исключительно с работой на Банковой, где Олег Рыбачук обеспечивает президентский тыл.



- Олег Борисович, Вам не кажется, что при новых политических реалиях, наступивших с началом действия политреформы, участие Президента в создании парламентской коалиции не совсем оправдано? В какой мере глава государства вовлечен в этот процесс и насколько велика его роль в нем?

- Я бы говорил даже не о роли, а об ответственности Президента. Теоретически получается, что он вправе заявить: «Так, ребята, выборы проведены, результаты каждого из участников кампании известны - вперед, формируйте большинство!». Но на самом деле все намного сложнее. Наши граждане проголосовали так, что ни одна из политических сил не может сказать, что она выиграла выборы. А значит, ни одна из них не может самостоятельно сформировать большинство. Поэтому все автоматически пришли на Банковую. Но даже если бы они сюда не пришли, Президент все равно не мог бы оставаться в стороне от происходящего. В Плане действий «Украина - ЕС» прошедшие парламентские выборы были определены ключевым тестом на демократию для страны с новым Президентом. Сейчас мы видим, как формируются новые политические традиции, новая политическая культура, а это качественно меняет сложившуюся общественную философию. И поэтому мы говорим, что выборы не просто должны были состояться - они должны были принести результат. Украина Виктора Ющенко должна быть не только более демократичной и правовой, но и более успешной. Отсюда и его ответственность. В некотором смысле отсюда и его проблема.

А проблема в том, что новоизбранный парламент не дает стабильную конфигурацию политических сил. В то время как Президента волнует именно стабильность. Собрать коалицию формально на три-пять месяцев несложно. А что будет потом? Новый формат и новое правительство с другим премьером? Но о каких долгосрочных программах, о каком стабильном экономическом курсе и о какой инвестиционной привлекательности страны тогда может идти речь? Президент не хотел бы, чтобы в политике доминировали популизм, авторитаризм, соблазн простых решений и быстрых результатов. На нем лежит ответственность за будущее страны, а значит, он не может быть не вовлеченным в процесс формирования парламентской коалиции.

- Виктор Ющенко уже заявил о готовности наладить конструктивный диалог с оппозицией. А как, по-Вашему, этот диалог должен осуществляться на деле?

- Я готов подписаться под каждой буквой президентского заявления. Приезжая с официальным визитом в любую демократическую страну, мы обязательно встречаемся и с главой государства, и с лидером оппозиции. При этом при повторном визите нередко оказывается, что вчерашний лидер оппозиции уже стал премьер-министром. Это нормальная практика. В то время как у нас по старой памяти принято считать, что оппозиция - это гетто, это изгои. И я не знаю, сколько времени должно еще пройти, чтобы все поняли: оппозиция - это часть власти. Политическая элита вне зависимости от разделения ее на властную и оппозиционную должна взять на себя ответственность за реализацию стратегического курса страны.

- А не кажется ли Вам, что Партию регионов не устраивает перспектива ухода в оппозицию?

- Кажется. Они все еще живут прежними стереотипами, представляя себе оппозицию в том виде, в каком она была в те времена, когда многие из нынешних представителей Партии регионов были у власти. Их нежелание быть в оппозиции чувствуется. Хотя, в то же время, нельзя не заметить: многие из них начинают понимать, что это не конец света.

- Как Вы относитесь к идее создания теневого правительства, члены которого имели бы право посещать заседания Кабмина и получать ту же информацию, что и действующие министры?

- Известный экономист Андерс Ослунд рассказывал мне как-то, что еще с середины XVIII века каждый документ, издаваемый шведскими властями, доступен общественности. Любой желающий может увидеть даже переписку между представителями власти. И это лучший путь не только для борьбы с коррупцией, но и для понимания логики принятия решений, для открытости власти, для вовлечения в жизнь государства его граждан. У оппозиции должен быть законодательный статус, и я приветствую подобную инициативу. Кроме этого, за оппозицией необходимо закрепить право назначать своих представителей главами парламентских комитетов, позволяющих ей контролировать различные институты власти.

- Президент пообещал, что при назначениях новых губернаторов будет учитывать электоральные настроения в регионах. Вы не опасаетесь, что таким образом ослабнет управляемость страной?

- Требования Президента к формированию коалиции - это, в том числе, и ответ на подобные вопросы. Президент выступает за новое качество политического процесса, который дал бы мощный толчок развитию страны. В частности, Виктор Ющенко выступает за эффективный формат взаимоотношений «регионы - центр». Как глава государства он не может проигнорировать мнение миллионов своих граждан, отдавших голоса за определенную политическую силу. Кому-то она может нравиться, кому-то - нет. Но Президент не может не реагировать на результаты выборов. А проявление это силы или, как некоторые утверждают, слабости? Это все игра словами!

- Вы заявляли, что кандидатура нового премьер-министра должна устраивать и провластные политические силы, и оппозиционные. Вы верите, что такой человек существует?

- Вы знаете, чем дальше в прошлом остаются выборы, тем заметнее спадает накал политических страстей, тем меньше преобладают эмоции и тем слышнее становится голос разума. И то, что вначале казалось абсолютно неприемлемым, уже не воспринимается в штыки. В этом смысле мы вполне можем оказаться не хуже тех же немцев, которые чуть ли не на следующий день после завершения напряженнейшей кампании принялись создавать коалицию из вчерашних непримиримых соперников. Кстати, выборы в Германии, Италии показали, что мы идем в фарватере европейских традиций, согласно которым перевес победителя составляет считанные проценты.

- Оправданы ли опасения Партии регионов по поводу того, что как только примут присягу судьи Конституционного суда, туда будет отправлено представление о легитимности политреформы? Готовит ли Банковая денонсацию конституционных изменений?

- Я знаю, что это, кроме прочего, является предметом коалиционных договоренностей. Президент сказал, что он не будет инициировать это. Кстати, меня удивляет постановка вопроса, когда свое нежелание голосовать за парламентскую квоту судей КС народные избранники объясняли тем, что суд признает изменения Основного Закона неконституционными. Конституционная реформа задумывалась в грехе, проводилась в грехе, и теперь есть опасения, что этот грех вылезет наружу. Президент предложил абсолютно рациональное решение: давайте создавать большинство, формировать правительство, но параллельно нам ничто не мешает собрать мэтров конституционного права для того, чтобы они выработали оптимальное решение проблемы. Ведь ни для кого не секрет - политреформа задумывалась не для совершенствования системы власти, не для улучшения взаимодействия ее ветвей. Так пусть же консилиум врачей решит, каким образом измененную Конституцию можно излечить от уродств. Никто не собирается делать это втихомолку, пытаясь поживиться за чей-то счет. И без Конституционного суда нам здесь, действительно, не обойтись. Всем понятно, что конституционная реформа требует совершенствования.

- На прошлой неделе в СМИ появилась новость о Вашей возможной отставке. И хотя потом последовало опровержение, всем известно, что дыма без огня не бывает...

- У меня сложилось впечатление, что некоторые СМИ просто опоздали с выпуском первоапрельского номера. А вообще-то, забрасывание дымовых информационных шашек никоим образом не влияет на выполнение задач, поставленных передо мной Президентом.

- А в целом Вы довольны работой Секретариата? Удалось ли превратить его в ту интеллектуальную кухню, которая осуществляет подпитку Президента?

- Президент в этом смысле очень требователен. Он ставит перед всеми высокую планку, но не все могут до нее дотянуться. Мы еще не вышли на тот продукт, который бы нас полностью устраивал. Но Украина в этом смысле не уникальна. Я помню, как-то, общаясь с Биллом Клинтоном, услышал от него удивившие меня слова. Когда его команда пришла в Белый дом, сказал он, ей понадобилось целых 18 месяцев, чтобы хоть как-то наладить работу аппарата. Ведь перед этим у власти 12 лет были представители другой политической силы - республиканцы. А если говорить о нас, то мы вовсе никогда не были у власти. И это одна из причин того, почему с таким скрипом идет реформирование старой системы власти. В Секретариате уже произошла масштабная кадровая ротация. И наверняка произойдет еще не одна. Но быстро переформатировать государственную структуру очень сложно. Сейчас перед нами стоит задача трансформировать Секретариат из административного органа в новый интеллектуальный политический институт реформ.

21 квітня 2006
Ольга Дмитричева 
Газета "Экономические известия"